Показатели конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными факторами, которые могут быть достаточно полно охарактеризованы с помощью системы качественных, маркетинговых и экономических показателей.

1.Качественные показатели конкурентоспособности отражают свойства товара, его характеристики, готовность товара удовлетворять конкретную потребность. Эти свойства могут характеризовать товар как объект проектирования (новизна, сложность, патентная чистота и т.д.); как объект производства (материалоемкость, энергоемкость и т.д.); как объект потребления и эксплуатации (производительность, мощность, скорость, надежность, безопасность, расход материалов и т.д.). Качественные параметры конкурентоспособности товара можно разделить на классификационные показатели и оценочные показатели.

Если классификационные показатели раскрывают свойства товара, определяющие его назначение, область применения и условия использования, то оценочные показателихарактеризуют свойства Показатели конкурентоспособности товара товара, которые определяют его качество. Оценочные показатели как правило используются для более глубокого анализа соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, а также для установления степени соответствия товара, его свойств конкретной потребности. Они подразделяются на нормативные и консументные (от англ. consume – потреблять).

Нормативные оценочные показатели – это такие показатели, которые используются для оценки соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам (международным, государственным, региональным, потребителя). Как правило, такая оценка осуществляется на стадии производства и аттестации товара.

Консументные (сопоставительные) оценочные показатели – это группа таких показателей, которые применяют для оценки соответствия свойств товара конкретной потребности. Она производится чаще в процессе его использования.

Консументные Показатели конкурентоспособности товара оценочные показатели занимают особое значение в системе комплексной оценки конкурентоспособности товара. Среди них выделяют:

-функциональныеоценочные показатели. Они могут включать, например, в себя такие, как безукоризненность выполнения основной функции; универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных функций;

-надежностныеоценочные показатели. Среди них следует выделить безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость;

- эргономические оценочные показатели. К ним можно отнести физиологические, психологические, антропометрические, гигиенические показатели;

-эстетические оценочные показатели. Это – внешний вид, рациональность формы, художественная ценность, целостность композиции, совершенство и стабильность товарного вида.

Каждый покупатель приобретает тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности. Поэтому конкурентоспособность товара можно определить только сравнивая товары конкурентом между собой на основе учета Показатели конкурентоспособности товара экономических показателей.

2.Экономические показатели конкурентоспособности товара должны оценивать цену потребления, т.е. затраты потребителя, необходимые для удовлетворения его потребности.



При этом надо учитывать, что затраты покупателя складываются из двух частей: расходов на покупку товара (Рт) и расходов, связанных с потреблением (Рп). Тогда цену потребления (Цп) можно представить в следующем виде:

. (7.1)

Расходы, связанные с потреблением (эксплуатационные расходы) состоят из затрат на транспортировку товара, его установку у потребителя, обучение персонала, проведение технического обслуживания и ремонта и т.д.

Цена потребления является для покупателя решающим мотивом приобретения и основным показателем конкурентоспособности. Структура цены потребления зависит от особенностей товара. Практика показывает, что расходы Показатели конкурентоспособности товара, возникающие в процессе потребления по многим видам изделий существенно превышают продажную цену. Так например, в цене потребления бытового холодильника последняя занимает только 10%, автомобилей – 15%; тракторов – 19%.

Оценка конкурентоспособности товара должна носить комплексный характер. Поэтому система показателей, адекватно отражающая уровень конкурентоспособности товара должна включать и маркетинговые показатели.

3.Маркетинговые показатели характеризуют уровень осуществленных или осуществляемых затрат предприятия на обеспечение маркетингового окружения товара, что создает ему известность и необходимый имидж. Для более полного анализа конкурентоспособности определяют и сравнивают структуру маркетинговых показателей для своего товара и товара конкурентов.

Являясь относительным показателем,конкурентоспособность отражает отличие характеристик данного товара от характеристик товара-конкурента как по Показатели конкурентоспособности товара степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам, связанным с производством товара, его маркетинговым сопровождением и эксплуатацией.


documentajeclev.html
documentajecspd.html
documentajeczzl.html
documentajedhjt.html
documentajedoub.html
Документ Показатели конкурентоспособности товара